Обращение к участникам XI конкурса “Юный виртуоз”

12.04.2021 Выкл.

Дорогие участники XI конкурса «Юный виртуоз»!
Разрешите поблагодарить всех конкурсантов за участие, за работу и старание. Начинающих музыкантов, которые впервые вышли на конкурсную сцену, поздравляю с дебютом!
Не сомневаюсь, что проделанный труд позволил ребятам подняться на ступеньку выше в своём музыкальном становлении и раскрыл новые творческие силы. Ведь вдохновение, радость открытий окрыляют, дают веру в себя.
Слова благодарности и признательности выражаю всем преподавателям за их неоценимый вклад, самоотверженный труд, энтузиазм, желание открывать детям прекрасный мир музыки. Родителям – за их понимание, любовь и поддержку.
Успешное организационное проведение этого события произошло благодаря усилиям коллектива и лично директора Детской школы искусств г. Печоры Екатерины Робертовны Челпановской. Низкий поклон педагогическому коллективу Вашей прекрасной школы!
Конкурс – это состязание, где побеждает тот, кто демонстрирует свои результаты наиболее успешно, ярко, выразительно. На XI конкурсе «Юный виртуоз» очень яркие выступления представили Мария ДМИТРУК (Гран При); Старшая группа: Дмитрий ДАВЫДОВ, Мария ХОЗЯИНОВА, Валерия ЧУРКИНА, Софья СЕМЁНОВА; Средняя группа: Аделина КАНЕВА, Ирина ДОРОХОВА, Ольга РУМЯНЦЕВА; Младшая группа: Лев ТРЕФЯК, Маргарита МИЩАНИН, Светлана ЗАРИПОВА.
Талантливые, одаренные дети – ценная и очень хрупкая часть нашего общества. Эти дети представляют собой культурный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться культура в будущем. Ребята, ставшие лауреатами XI конкурса «Юный виртуоз», непременно должны продолжить своё исполнительское образование, так как уже на этом – начальном – этапе продемонстрировали большой творческий потенциал, способный покорить не одну вершину музыкального искусства. И мы – педагоги совместно с родителями – должны помочь талантливым детям создать самые благоприятные условия для их самореализации. Конкурс юных исполнителей в г. Печоре закладывает фундамент будущих личных и профессиональных успехов.
Многие ребята продемонстрировали хороший технологический комплекс навыков фортепианной игры – Грушевская Алиса, Долгополова Дарья, Железняк Елизавета, Полякова Мария, Васильева Диана, Руцкая Екатерина, Любимова Виктория, Ананина Светлана.
Однако не все участники смогли полноценно справиться с конкурсным материалом. Кому-то не хватило убедительности, артистизма, кто-то пока не воспитал стойкость и волю, а кому-то не доставало технического арсенала. Но вызывает огромное уважение желание ребят поучаствовать в таком соревновании. С надеждой на будущие победы хотелось бы обратиться с педагогическими рекомендациями, направленными на решение некоторых проблем обучения игре на фортепиано.
1. Больше уделять внимания формированию свободы игрового аппарата – Зажим плечевого пояса ведёт к вялости пальцевой техники и вынужденному форсированному звукоизвлечению. В результате получаем грубое прямолинейное звучание фактуры.
2. Обратить внимание на воспитание слухового контроля – отсюда «забалтывание» текста, часто нет координации рук.
3. Почти у каждого участника конкурса – текстовые потери, остановки; некоторые ребята позволили неряшливость в исполнении («грязный» текст). У кого-то произведения не доработаны технически. Есть выступления, демонстрирующие низкий технический уровень, не соответствующий статусу конкурса.
4. Довольно много примеров не проработанной динамики произведений – не выстроено (не прослушано) соотношение голосов, динамическое однообразие.
5. Фразеологическая выразительность требует точной, верной мотивной организации (как минимум) и выстраивания общего фразеологического движения (как максимум). К сожалению, здесь тоже были недоработки.
6. В сонатной форме довольно много претензий к стилевому соответствию – это касается не чёткой артикуляции (штрихи), отсутствия контрастов, смешивания голосов, не осторожной педали, не всегда чёткого формообразования.
7. Проблема темпа – одна из самых сложных. Крупная форма требует единства темпа в течение всего произведения. Именно темп был принесён в ущерб в некоторых выступлениях. Кроме того, любое виртуозное произведение, этюды требуют соблюдения метрической чёткости и артикуляционной точности. Здесь тоже есть пожелания усилить работу над слуховым контролем и воспитанием исполнительской воли.
8. В итоге все замечания направлены на освоение и возможность продемонстрировать смысловое наполнение текста через выразительную артикуляцию, стилистическую и жанровую точность.
Данные пожелания и замечания – довольно типичны в любом образовательном учреждении искусства – от школ до консерваторий. Не сомневаюсь, что описанные выше проблемы – в постоянном поле зрения педагогов конкурсантов. Поэтому впереди много интересной, перспективной и продуктивной работы с ребятами.
Пожелаю всем участникам конкурса «Юный виртуоз 2021» новых больших творческих побед. Развивайтесь, не останавливайтесь на достигнутых успехах и пробуйте свои силы в других не менее интересных конкурсах. Пусть эти первые шаги в увлекательный мир творчества и дальше ведут вас к личным достижениям и ярким победам!
С уважением Т.В.ВЕТОШКИНА, председатель жюри, Почётный работник культуры Республики Коми, Лауреат премии Правительства Республики Коми, преподаватель КИРК.